Авиационное страхование

Авиационное страхование – случай особый. Ибо, во-первых, полёт на воздушном судне сопряжен с огромным риском и опасностью, а во-вторых, авиатехника то явно не дешевая.

Риск определяется с учетом таких показателей, как стоимость самолета (или что Вы там выберете) и потерь на выплаты пассажирам и владельцам груза.

Россия выплачивает не более 20 тысяч «зеленых», да и то не всегда страховые компании (и небольшие авиакомпании тоже) в состоянии раскошелиться на такую сумму. И это-то цена человеческой жизни!

Неудивительно, что россияне всё чаще прибегают к добровольному личному страхованию. Этот вопрос регулируется Гражданским кодексом РФ. Если кратко пробежаться по статьям 934, 935, 936 ГК, узнаем следующее. Страховщик обязан за страховую плату выплатить страхователю единовременно (периодически) энное количество денег, если последнему или другому указанному в договоре человеку причинен вред жизни или здоровью.

Такие случаи, как смерть, ранение (иное телесное повреждение) во время посадки, полета, выхода из самолета, а также ответственность за повреждение багажа или груза — страхуются отдельно. Если в договоре не указано иное лицо, то полсле смерти страховка выплачивается наследникам. Кроме того, страховая компания покрывает вред, нанесенный во время пожара, ударом молнии, взрывом, столкновением, ударом или опрокидыванием, а также террористами (и иными «третьими лицами»). Включены и выплаты в случае угона (кражи) авиасредства, расходы по спасению и прочее.

Примечательно, что страховка действует не только на время полёта, но и в период ответственного хранения и перегона.

В России при составлении авиационного страхования принято опираться на полисы Ллойда» ANV, AVNIA, полисе Цюрихского перестраховочного общества ЕЕ 1993 и стандартных оговорках Ассоциации авиационных андеррайтеров Ллойда. В них рекомендуется оформлять страховку в открытом полисе – и при отправке груза.

Авиационное страхование впервые появилось в 1919 году в Англии. Данный вид защиты начал развиваться благодаря усилиям двух крупных синдикатов, и уже в 1935 году была основана третья страховая организация.
Международные союз авиационных страховщиков образовался в 1934 г. и стал первым общественным объединением страховщиков и перестраховщиков в сфере воздушного транспорта. Именно данная организация определила все дальнейшее развитие данного направления страховых услуг.

Страхование на территории России
На территории нашей страны авиация разделяется на несколько видов, а именно: гражданская, государственная, экспериментальная и общего назначения.
Также в последнее время бурное развитие получили другие виды, так называемые деловая авиация и частная. Однако эти две группы фактически относятся к одной из первых четырех групп.
Из всех перечисленных групп наиболее часто к страхованию прибегает гражданская авиация. И для данной категории сегодня характерны большие изменения.
В частности, происходит замена воздушных судов, за счет которой вытесняется старая советская техника новыми иностранными механизмами. Также у компаний происходит увеличение концентрации внимания на грузовых и пассажирских перевозках коммерческого направления.
Кроме того, происходят изменения в законодательных актах и государственных органах, которые регулируют авиационную деятельность, что в будущем также будет сказываться на условиях страхования в этой сфере.
Факультативное перераспределение рисковСистема перестрахования рисков по облигаторной форме предполагает заключение договора между фирмами, в котором прописываются все условия для передачи и получения рисков.
Самый главный риск для водителя грузового автомобиля – это угон, от которого позволяет защититься страхование грузовых автомобилей. Подробнее о страховании грузовых автомобилей читайте здесь.
Серьезный вклад в развитие защиты от рисков делает РААКС, которая объединяет практически 100% всех страховых организаций на территории страны, занимающихся воздушным страхованием.
Это объединение стимулирует эффективную работу в этой сфере, ее становление и рост профессионализма всех участников рынка защиты от авиационных рисков.

Виды страхования

В настоящее время страховка авиаперелетов существует в двух видах: обязательная и добровольная.
Каждый из них регулируется законом №4015-1 о страховом деле в России и подлежит обязательному лицензированию.
Полная классификация различных видов защиты указана в статье 32.9 данного законодательного акта.
К обязательному покрытию рисков в свою очередь относятся:
обязательная защита ответственности перевозчика перед пассажирами;
обязательная защита пассажиров при перелетах на внутренних рейсах.
К добровольным видам покрытия относятся следующие виды:
воздушных судов (см. Страхование самолетов);
авиадвигателей и запасных частей;
ответственности перевозчика пассажиров;
ответственности перевозчика перед владельцами груза и его отправителями;
жизни и здоровья летных специалистов и наземных специалистов;
специалистов летного состава на случай потери профессиональной трудоспособности;
ответственности собственников и операторов аэропортов и аэродромов;
ответственности изготовителей.

Проблемы авиационного страхования в России

Воздушный транспорт занимает особое место в мировой транспортной системе. Преимуществами воздушного транспорта являются высокая скорость доставки грузов и пассажиров, в т. ч. и в районы со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, более низкие страховые затраты, что связано с непродолжительным нахождением груза в пути; большой выбор альтернативных маршрутов; регулярность полетов; самый высокий уровень сервиса и др. До 70-х годов воздушные перевозки не считались существенным конкурентом морскому судоходству. В течение многих лет они сдерживались в своем развитии отсутствием экономичного в эксплуатации самолета. С внедрением большегрузных самолетов и вертолетов с большим объёмом грузовых отсеков, а также широкофюзеляжных реактивных самолетов, таких как Боинг-747, конструктивные усовершенствования грузовых терминалов, а также способность некоторых воздушных судов транспортировать крупногабаритные грузы на внешней подвеске позволило произвести прорыв в расширении номенклатуры авиапригодных грузов.

С развитием научно-технического прогресса практическое применение авиации носит более универсальный характер. Однако первоочередной задачей гражданской авиации неизменно остаётся удовлетворение всё возрастающих потребностей в воздушных перевозках пассажиров и грузов во многих отраслях человеческой деятельности.Авиационное страхование

Растущее признание большого потенциала воздушных линий обусловливает широкомасштабное применение авиационного транспорта в рамках транспортной системы мира, как во внутреннем сообщении, так и в качестве элемента транспортного обеспечения внешнеторговых связей. Современный этап развития авиационных перевозок характеризуется постоянным и достаточно стабильным увеличением их объема, возрастанием их роли в развитии экономических, культурных и политических связей между государствами. Стало возможным перевозить одним авиационным транспортным средством более 500 пассажиров или же 150-250 тонн грузов. Воздушному транспорту принадлежит специфическая ниша в области международных транспортных операций. В стоимостном выражении на долю воздушного транспорта приходится почти 1/4 мирового торгового оборота. Абсолютное лидерство, как по всем перевозкам, так и по перевозкам в международном сообщении, принадлежит США, затем следуют Великобритания, Япония, Германия и Франция.

Развитие интеграционных процессов и сотрудничества национальных авиаперевозчиков различных стран отнюдь не исключает жесткой конкуренции между ними. Использование воздушного транспорта ежегодно увеличивается на 6 %, в т. ч. по международным маршрутам, которые в современных условиях сопряжены с огромным числом рисков, исключить которые даже при самой совершенной форме договорных отношений, невозможно. За последние 25 лет мировой авиационный флот вырос более чем на 55 %.

Появились и продолжают разрабатываться новые, сложнейшие по конструкции и управлению, имеющие большую стоимость, самолеты и вертолеты разного народнохозяйственного назначения. Кроме того, в последние годы на авиационном рынке произошли значительные изменения, особенно в деле объединения крупнейших авиаперевозчиков, многие из которых имеют флот в сотни самолетов. Большинство крупных перевозчиков имеют вспомогательные региональные подразделения или подразделения для пассажиров, пользующихся сезонным билетом. Увеличение авиапарка, это рост количества машино-единиц в аэропортах и повышенная плотность воздушных коридоров, это усиленная интенсивность взлетов и посадок, это неизбежно увеличивающееся количество катастроф. Однако следует отметить, что российский авиапарк на 70 процентов состоит из воздушных судов, разработанных еще в 1960-70 годах. За последние 15 лет в эксплуатацию поступило всего 36 новых самолетов российского производства. Зато старых иностранных лайнеров мы приобрели аж 116. При этом российские пилоты не имеют соответствующей подготовки для управления заграничными самолетами. Ведь обучение российских летчиков проходит на давно устаревшей советской технике. Из 1302 аэродромов, функционирующих в 1992 году, на сегодня осталось только 330. У половины из них отсутствуют искусственные взлетно-посадочные полосы и светотехническое оборудование для круглосуточного приема воздушных судов. Большая часть полей требует срочной реконструкции.
Немаловажное значение играет и человеческий фактор, поэтому необходимость снижения авиационных рисков и управления ими становится особенно актуальной. Понятно, что в подобных условиях говорить о безопасности полетов не приходится. Так, за 2008 год в России произошло четырнадцать крупных авиакатастроф (в 2007-м – пять).

Таким образом, можно отметить, что возникающим рискам противодействовать можно различными способами, одним из которых является страхование — механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика.

Страхование авиационных рисков — непрерывно динамично развивающаяся область страхового бизнеса, связанная с высокотехнологичными и высоко рисковыми аспектами авиационных технологий. Роль страхового обеспечения авиарынка непрерывно возрастает из-за значительных финансовых затрат, связанных с возмещением потерь по страховым случаям.

Несмотря на то, что самолет является одним из самых безопасных средств передвижения, воздушные катастрофы все же происходят. Наличие страхования при авиапутешествиях оправданно и нужно не меньше, чем при передвижении по земле. Ведь в случае авиакатастрофы речь идет о десятках человеческих жизней и материальном ущербе, который исчисляется сотнями миллионов долларов.

В прошлом году российским страховщикам удалось собрать около $200 млн. премии по страхованию авиарисков, а ежегодный рост рынка составляет до 10 %. Что касается культуры страхования, то в последнее время российские авиакомпании обретают опыт общения со страховым рынком и подходят к этому более цивилизованно. Страхование авиационных рисков – непрерывно динамично развивающаяся область страхового бизнеса, связанная с высокотехнологичными и высоко рисковыми аспектами авиационных технологий. Роль страхового обеспечения авиарынка непрерывно возрастает из-за значительных финансовых затрат, связанных с возмещением потерь по страховым случаям, которые участились в последние годы.

Авиационное страхование — это общее название комплекса имущественного, личного страхования и страхование ответственности, которое вытекает из эксплуатации воздушного транспорта и защищает имущественные интересы юридических и физических лиц в случае наступления определенных событий, определенных договором страхования или законодательством. Авиационное страхование — это общее название комплекса имущественного, личного страхования и страхование ответственности, которое вытекает из эксплуатации воздушного транспорта и защищает имущественные интересы юридических и физических лиц в случае наступления определенных событий, определенных договором страхования или законодательством. Возникающим транспортным рискам противодействовать можно различными способами, одним из которых является страхование – механизм, с помощью которого риск переводится на страховщика. Наличие транспортных рисков, носящих катастрофический характер, требует совершенствования их страхования.

Среди рыночных тенденций последних лет можно выделить консолидацию отрасли. Все большая доля рынка концентрируется в руках нескольких компаний. Вторая тенденция — снижение ставок премии и снижение рентабельности страхового бизнеса.

Среди лидеров по страхованию авиарисков лидируют компании «Ингосстрах», Военно-страховая компания, СОГАЗ, «Уралсиб», Русский страховой центр, «Авикос-АФЕС».

Страховщики редко принимают на себя обязательства по авиастрахованию в полном объеме. Принимаемые авиационные риски они предпочитают перестраховывать, причем за границей. Связано это в первую очередь с тем, что в России нет достаточных перестраховочных емкостей. Все дело в том, что емкость российского рынка по авиарискам очень невелика — примерно $ 40 млн. по одному воздушному судну. А для полетов в Европу авиакомпаниям требуется страхование ответственности с лимитами $450 млн. и более. Понятно, что такая перестраховочная емкость есть только за границей. На Западе перестраховочные емкости в несколько раз больше, чем российские: «Кроме того, западные перестраховщики обладают проверенной репутацией и высокой финансовой устойчивостью».

Именно эти обстоятельства приводят к тому, что большая доля собранной страховой премии по авиастрахованию передается зарубежным компаниям в перестрахование. При этом, по мнению экспертов, ситуация в ближайшие годы принципиально меняться не будет. Более того, есть все предпосылки считать, что доля западного перестрахования только возрастет. Этому будет способствовать, в частности, обновление авиапарка.

Порядок и условия проведения авиационных видов страхования являются специфическими и требуют подробного освещения. Это, в частности, обусловлено такими факторами:

· авиационное страхование имеет дело с особыми, отличными от других видов имущества рисками;

· значительный размер страховых сумм предусматривает согласование действий страховщиков и перестраховщиков;

· авиационные риски могут привести к катастрофическим убыткам;

· авиационное страхование тесно связано с международным страховым рынком;

· авиационное страхование регулируется как национальным, так и международным правом;

· для проведения операций по авиационному страхованию нужна развитая специализированная инфраструктура;

· авиационные риски предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке специалистов, которые осуществляют их страхование.

Итак, авиационное страхование является довольно сложным по своей сути, а его реализация требует от страховщика особого подхода.

Чтобы страховая компания могла осуществлять авиационное страхование, она должна удовлетворять следующим непременным условиям.

— Наличие профессионально подготовленных специалистов-экспертов. Страховая компания, которая осуществляет авиационное страхование, должна иметь специалистов, которые владеют не только экономикой страхования, а и глубокими знаниями по вопросам технической эксплуатации воздушных судов, сертификации в гражданской авиации, правил выполнения полетов и, бесспорно, международного права. Такие специалисты, как правило, анализируют информацию, предоставленную страхователем перед заключением договора страхования, и выполняют функции аварийного комиссара в случае наступления страхового случая. Сложность современной авиационной техники и причинно-функциональная связь между элементами современной авиационно-транспортной системы гражданской авиации требуют от страховой компании использования высоких профессионалов гражданской авиации на постоянной основе.
— Наличие широкой системы перестрахования. По размерам страховых сумм авиационные риски являются одними из наибольших из всех видов страхования (десятки, сотни миллионов, а иногда и миллиарды долларов). Конечно, чтобы разместить такие риски, нужно не только привлекать финансовые возможности национального страхового рынка, а и прибегать к услугам международного страхового рынка. Такую работу невозможно осуществить без наличия договоров перестрахования с национальными страховщиками и международными страховыми брокерами.

— Наличие специалистов международного права или договоров с международными юридическими компаниями. В случае наступления страхового случая в гражданской авиации, как правило, сталкиваются законы многих государств: страны, на территории которой произошло событие, страны регистрации авиаперевозчика, страны — собственника самолета, и стран, граждане которых пострадали в авиационном событии. Поэтому для урегулирования любого серьезного страхового случая по авиационному страхованию нужны знания и грамотное применение всех этих законов.

— Наличие актуарных расчетов по аккумуляции рисков. Расчет собственного удержания страховщика, учитывая большую аккумуляцию рисков, является необходимым условием принятия любого риска по авиационному страхованию. Как правило, страховщик выделяет общую, или аккумулированную, квоту — четко определенную долю финансовых средств (100%) на все виды авиационного страхования. Определение доли собственного удержания страховщика по любому из видов требует расчетов. При расчетах аккумуляции риска принимается во внимание то, что в случае катастрофы (аварии) самолета нужно обязательно осуществлять выплаты как за самолет — поврежденное имущество (например, 50 % от аккумулированной квоты), так и за погибших членов экипажа (а их в экипаже 5-7 лиц — 10 % от квоты) и за погибших пассажиров (Ан-24 – 46/48 пассажирских мест, Ту-154 – 168 таких мест — примерно, 20 % от квоты); и за груз, принятый к перевозке, и за поврежденное обломками самолета имущество на земле (20 % от квоты). Понятно, что такие актуарные расчеты можно проводить, владея полной технической информацией о вместительности и назначении воздушного судна, регионах полетов эксплуатанта, статистике убытков по каждому виду и финансовых возможностях страховой компании.

Итак, можно выделить такие особенности авиационного страхования:

· комплексность (имущественное, личное, ответственности);

· большие размеры страховых сумм, определенных в валюте разных стран;

· действие полисов за пределами Украины;

· значительная аккумуляция рисков;

· необходимость перестрахования рисков на международном страховом рынке.

 

Популярное

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.