Что такое «Монополия на рынке»?

Монополия — это рынок, на котором конкуренция отсутствует, так как данный товар продает один продавец.

В отличие от рынка со свободной конкуренцией, на котором спрос и предложение отражают поведение множества продавцов и покупателей. Никто из них в отдельности не может влиять на рыночную цену товара, а при монополии же предложение товара регулируется одной фирмой. Это позволяет ей устанавливать единолично цену в соответствии с кривой спроса с учетом своего уровня издержек для получения максимума прибыли. Такая монопольная цена отсекает от приобретения данного товара менее платежеспособных покупателей. Однако она устанавливается выше средних издержек и за счёт этого приносит прибыль, хотя при этом спрос уменьшается.

Монопольная фирма, имея крупное производство товара, может иметь экономию на масштабе производства в виде более низких издержек, но это как правило не приводит к снижению цен, а способствует более высоким прибылям фирмы.

Отсутствие конкуренции на монопольном рынке задает тенденцию к сужению ассортимента продукции, обедняя потребности покупателей. Характерными чертами монополии, помимо отсутствия конкурентов, является отсутствие близких замен для данного вида товара. При этом покупатель вынужден выплачивать назначенную цену, либо обходиться без данного вида продукции. Еще одной особенностью такого рынка является существование высоких барьеров для входа конкурентов на данный рынок.

Во всех развитых странах существует антимонопольное законодательство и требуются специальные разрешения государственных органов при осуществлении слияний и поглощений в одной отрасли (о них позже).

В России в наследство рыночной экономике от централизованной плановой достался монополизированный рынок товаров. Это ранее диктовалось экономией капиталовложений, а при переходе к рыночной экономике это обернулось практически отсутствием конкуренции со всеми негативными последствиями.

Однако и в рыночной экономике есть отрасли товаров и услуг, в которых конкуренция нецелесообразна. Это электро и газоснабжение, водоснабжение и канализация, метро, трамваи и т.д. Эти и другие общественные коммуникации могут находиться в собственности государства и частных фирм. Такие фирмы относятся к естественным и легальным монополиям. Отсутствие конкуренции при этом заменяется ролью государственных органов, которые регулируют цены и объём услуг.

Еще одним видом монополии является патентная защита. – Разработчики новых продуктов, технологий, конструкций получают от государства гарантию в том, что им дается исключительное право на использование своих изобретений в течение определенного срока (17-20 лет). Все остальные такого права не имеют в период охраняемого периода и для использования такого изобретения требуется у владельца патента купить лицензию.

Монопольным правом обладает товарный знак, использование которого конкурентами не разрешается, либо оно может быть продано другой фирме.

Тоже относится и к авторским правам. Они обеспечивают авторам оригинальных произведений литературы, музыки, живописи исключительное право на продажу, использование или размножение своих произведений. Эти права действуют на протяжении всего срока жизни автора и в течение 50 лет после его смерти.

Есть еще один тип монопольного рынка, когда много производителей, но один покупатель. Он называется монопсония. Такой производитель диктует и объём производства и цены. Например, автозавод создает монопсонию всем фирмам, поставляющим на него комплектующие изделия.

Таким образом, следует подчеркнуть, что в настоящее время конкурентная борьба лучшим образом служит интересам всех индивидов общества, так как при этом расширяется и улучшается качество товаров и обеспечиваются более низкие цены.
Официальный сайт кинотеатра Тула в Печатниках (г. Москва). Афиша, http://k-tyla.ru, трейлеры.

Популярное

Комментирование на данный момент запрещено, но Вы можете оставить ссылку на Ваш сайт.

Комментарии закрыты.